г. Самара, пр-т Карла Маркса,
дом 192, офис 619
+7 (846) 212-99-71
Досрочное погашение кредита: как заставить банк расторгнуть договор с заемщиком

Автор: Алина Михайлова

Не все банки приветствуют желание их клиентов поскорее вернуть кредит. Недавно апелляционный суд рассмотрел спор, в котором заемщице потребовалось написать несколько заявлений в банк, отправить претензию и пройти два суда, прежде чем ее обязанность по кредитному договору была признана исполненной. Процесс занял три с половиной года.
18 ноября 2014 года Ольга Клеандрова* взяла у ПАО Банк "Траст" потребительский кредит размером 300 000 руб. По нему она должна отдавать по 10 818 руб. в месяц в течение 48 месяцев. 30 декабря 2014 года Клеандрова обратилась в филиал банка с заявлением о досрочном прекращении кредитного договора. Представитель ПАО Банк "Траст" выдал ей справку, в соответствии с которой остаток средств на счету составлял 244 110 руб., информация о размере задолженности отсутствовала. 30 января 2015 года Клеандрова внесла на расчетный счет банковской карты 62 000 руб., полагая, что теперь ее задолженность перед банком отсутствует. Однако задолженность осталась, поскольку эти деньги пошли не только на погашение основного долга, но и в счет ежемесячных процентов согласно графику платежей. В итоге банк так и не прекратил кредитные обязательства. 9 февраля 2015 года Клеандрова снова написала заявление о досрочном прекращении кредитного договора, но оно было проигнорировано банком, поскольку на 18 февраля 2015 года остаток на счете заемщицы составлял 284 474 руб. Когда и претензия Клеандровой осталась без ответа, женщина обратилась в суд. Она просила признать недействительными сведения, указанные в первой справке от 30 декабря 2014 года; признать исполненной обязанность по уплате задолженности на 31 января 2015 года (когда она внесла на счет 62 000 руб.); обязать банк досрочно прекратить кредитный договор с 31 декабря 2015 года; взыскать моральный вред 10 000 руб.

Люберецкий городской суд Московской области отказал Клеандровой в удовлетворении иска. Он пришел к выводу, что заявительница не предоставила допустимых доказательств, подтверждающих досрочное погашение задолженности.

Тогда истица обратилась с апелляционной жалобой в Московский областной суд. Тот напомнил: заемщик в обязательном порядке должен уведомить заимодавца о досрочном погашении кредита. Поскольку форма такого уведомления гражданским законодательством не установлена, уведомление должно быть таким, чтобы однозначно свидетельствовать о воле заемщика на досрочное погашение кредита. При досрочном возврате заемщиком всей суммы потребительского кредита или ее части кредитор обязан произвести расчет суммы основного долга и процентов за фактический срок пользования кредитом, подлежащих уплате заемщиком на день уведомления кредитора о таком досрочном возврате, и предоставить указанную информацию (ч. 7 ст. 11 закона о потребительском кредите).

В силу требований закона после 30 января 2015 года (даты внесения 62 000 руб.) банк обязан был сообщить Клеандровой о недостаточности денег на счету для полного досрочного погашения кредита, что сделано не было. При этом он продолжал списывать деньги по графику платежей. Не исполнил банк и распоряжение клиента о частичном погашении кредита с остатком 2746 руб. Такие действия банка расцениваются судебной коллегией как злоупотребление правом, что недопустимо в силу ст. 10 ГК. Клеандрова как экономически более слабая сторона в кредитном договоре не должна была самостоятельно контролировать достаточность средств на счете для выполнения банком ее распоряжения о списании денег. В связи с этим судебная коллегия приходит к выводу, что обязательства истца по кредитному договору исполнены ей на 9 февраля 2015 года в сумме 295 292 руб. с остатком непогашенной задолженности на 30 января 2015 года в размере 2746 руб. (п. 4 ст. 12 закона о защите прав потребителей, п. 44 постановления Пленума ВС № 17).

Поскольку апелляция установила факт нарушения прав истца, учитывая степень и характер нравственных страданий, причиненных истцу, длительность нарушения прав истца, принципы разумности и справедливости, она взыскала с ответчика 10 000 руб. компенсации морального вреда (ст. 15 закона о защите прав потребителей). В итоге Московский областной суд отменил решение суда первой инстанции и постановил принять новое, которым частично удовлетворить исковые требования: признать обязанность заемщика по кредитному договору на дату 9 февраля 2015 года исполненными в сумме 295 292 руб. с остатком задолженности на указанную дату в сумме 2746 руб., взыскать с ПАО Банк "Траст" 10 000 руб. компенсации морального вреда, а в остальной части исковые требования оставить без удовлетворения (№ 33-7070/2018).
 
"Заемщик решил досрочно исполнить кредитное обязательство, уведомил об этом банк, внес деньги на счет. Однако банк своевременно не довел до заемщика информацию о сумме задолженности и о недостаточности средств на счете. Бездействие банка привело к добросовестному заблуждению заемщика о размере задолженности, необходимом для досрочного погашения кредита, и нарушению права заемщика как потребителя финансовой услуги на досрочное погашение кредита. К подобным выводам ранее уже приходили верховные суды иных субъектов (№ 33-848/2014, № 33-3764/2015, № 33-9739/2016, № 33-9378/2017, № 33-14792/2017)".

Адвокат, советник КА "Муранов, Черняков и партнеры" Ольга Бенедская

"Кредитор обязан предоставить заемщику перерасчет процентов в течение пяти календарных дней с момента получения уведомления о досрочном возврате кредита (п. 4 ст. 809 ГК, ч. 6–7 ст. 11 закона о потребительском кредите). При досрочном погашении кредита заемщик платит проценты, которые начислены за период фактического использования заемных средств и вплоть до даты возврата. Таким образом, использование внесенной в счет досрочного погашения кредита суммы для погашения за весь период кредитования противоречит указанным положениям законодательства, что еще раз подтверждает позицию судебной коллегии Московского областного суда", – считает старший юрист КА "Ковалев, Тугуши и партнеры" Ксения Степанищева. "Определение Московского областного суда не отличается исключительной юридической чистотой. Апелляционная инстанция не упустила возможности сослаться на ст. 10 закона о защите прав потребителей, указав, что истец является более слабой стороной в кредитном договоре. Именно это обстоятельство, с моей точки зрения, сыграло ключевую роль в вынесенном определении. Вместе с тем не могу не отметить, что судебная коллегия расценила действия банка, формально не нарушающие условия кредитного договора как злоупотребление правом. Не исключаю, что апелляционное определение будет обжаловано ответчиком", – заявил управляющий партнер ЮК "Варшавский и партнеры" Владислав Варшавский.

* имя и фамилия изменены редакцией

Алина Михайлова

Источник: Pravo.ru

ВС пояснил, что обжаловать мировое соглашение можно без обжалования утвердившего его решения суда
Суд отметил, что кредиторы, предъявившие требования к должнику в деле о банкротстве до регистрации перехода права собственности на отчужденную квартиру, должны находиться в равном положении с кредитором, заключившим соглашение об отступном
Финансовые услуги: какую защиту получат потребители
В 2018 году в России появился финансовый омбудсмен, который призван разбирать споры между банками, страховщиками и их клиентами-гражданами. Эту должность занял Юрий Воронин, и в рамках Петербургского юридического форума он вместе с представителями ЦБ, Верховного суда и других органов обсудил осно...
В России появился финансовый омбудсмен
Финансовый омбудсмен будет в первую очередь решать споры граждан и страховщиков по вопросам автомобильного страхования – ОСАГО и КАСКО. Но уже с января 2019 года с ним должны будут работать все страховщики, с 2020 года – микрофинансовые организации, а в 2021 году сотрудничество с омбудсменом стан...
Страховка к кредиту: ВС обобщил практику споров банков с гражданами
При оформлении кредита банки часто предлагают гражданам оформить еще и страховку. Отказаться от нее по закону можно, но тогда банк может не выдать кредит, поэтому многие заемщики соглашаются. И вокруг таких страховок затем возникает множество споров. Поэтому Верховный суд обобщил практику по таки...
Как омбудсмен поможет при споре по ОСАГО
С 1 июня автовладельцы, имеющие претензии к страховой компании по автострахованию (ОСАГО, КАСКО, ДСАГО), должны будут обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену).
Появится обязательный досудебный порядок по спорам с ОСАГО
После 1 июня прежде чем подать в суд иск, касающийся ОСАГО, спор должен рассмотреть финансовый омбудсмен. «Основной целью учреждения новой структуры является снижение нагрузки на суды за счет своеобразной фильтрации дел.
Выплата по ОСАГО без экспертизы: подводные камни
Чтобы получить компенсацию по ОСАГО, можно ждать независимую техническую экспертизу машины, а можно пойти быстрым путем – получить деньги по соглашению со страховой компанией после осмотра на глаз. Но что делать, если потом в машине нашлись скрытые поломки? На этот вопрос отвечал Верховный суд од...
ВС решал, можно ли вернуть проданную за долги квартиру
Покупатель квартиры, выплачивавшая ипотечный кредит, узнала, что помещение продали с торгов из-за якобы имеющейся у нее задолженности. Доказать, что долга не было, удалось, но с отменой торгов возникли проблемы. В апелляции решили, что это невозможно, если нарушений в самой процедуре не было. Оши...
Безнадежный налоговый долг: как его списать
Гражданин узнал о том, что задолжал налоговой более сотни тысяч рублей лишь спустя шесть лет после того, как этот долг у него возник. За эти годы инспекция плательщика никак не беспокоила, поэтому тот решил списать сумму задолженности как безнадежную. Две инстанции решили, что требовать это могут...
Мы в социальных сетях
Назад
Наверх
Заявка на обратный звонок
Оставьте ваш номер телефона и наш специалист свяжется с вами!
отправляя нам письмо, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Напишите нам
И мы поможем найти решение Вашей проблемы
отправляя нам письмо, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Консультация
Мы поможем найти решение Вашей проблемы
отправляя нам письмо, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Заявка принята
В ближайшее время с вами свяжется 
наш специалист
Произошла ошибка
Пожалуйста, попробуйте еще раз