г. Самара, пр-т Карла Маркса,
дом 192, офис 619
+7 (846) 212-99-71
ВС разъяснил досудебный порядок в страховых спорах
Прежде чем судиться со страховой компанией, которая не хочет выплачивать возмещение за разбитую машину, пострадавший должен написать претензию. Чтобы не мучить себя бумажной волокитой, автовладелец может выдать доверенность на знакомого юриста, который составит необходимые документы и будет вести все переговоры о выплатах со страховой компанией. Правда, если дело дойдет до суда, то может возникнуть путаница: за возмещением обращается юрист, а истец – сам автовладелец. Можно ли в такой ситуации считать досудебный порядок соблюденным?

Действующее законодательство об ОСАГО предусматривает обязательный претензионный порядок для урегулирования спора между потерпевшим в ДТП и страховщиком. Эту новеллу законодатель ввел осенью 2014 года, и такое нововведение позволило разгрузить суды от части дел, которые касаются страховых выплат, рассказывает юрист АБ Павлова и партнеры Надежда Попова. Но на практике эта норма иногда может доставить серьезные проблемы для клиентов страховых фирм.

Юрист вместо автовладельца

Летом 2017 года Сергей Орливин* на своей Аudi Q7, застрахованной в «Ингосстрахе», попал в аварию. В его внедорожник врезался Владимир Ибримов* на ВАЗ-2112, которого и признали виновным в ДТП. Пострадавший не захотел лично заниматься получением страховых выплат и поручил эту работу своему знакомому юристу Антону Рябкину*, на которого и выписал нотариальную доверенность. Тот обратился в «Ингосстрах» с требованием выплатить убытки за произошедшую аварию и перевести эти деньги на его счет. Страховщик сначала выдал Рябкину направление на независимую техническую экспертизу для разбитой машины. Авто отвезли на это исследование, но о результатах осмотра иномарки ни пострадавшему, ни его представителю ничего так и не сказали. «Ингосстрах» никакие деньги заявителю не перечислил без объяснения причин.

Тогда Рябкин в интересах Орливина обратился в суд и попросил взыскать деньги за ущерб от ДТП с «Ингосстраха». Первая инстанция отказала истцу, сославшись на несоблюдение досудебного порядка в этом случае. Дзержинский районный суд Волгограда отметил, что в заявлении, отправленном в страховую компанию, указан только Рябкин и его счет для выплат. Про Орливина в этом документе упоминания нет, поэтому суд посчитал, что в спорной ситуации нарушен обязательный претензионный порядок. Апелляция оставила такое решение без изменений (дело № 33-2055/2018). Рябкин обратился в Верховный суд (дело № 16-КГ18-42).

ВС обратил внимание, что страховая компания в рамках этого разбирательства не ссылалась на неполноту документов, которые истец отправил ответчику. О несоблюдении досудебного порядка в рассматриваемом деле «Ингосстрах» тоже ничего не говорил на заседаниях в нижестоящих инстанциях, пояснили судьи ВС. Более того, страховщик принял заявление от представителя истца о наступлении страхового случая и выдал Рябкину направление на независимую техническую экспертизу, подчеркнула судебная коллегия по гражданским делам ВС. То есть фактически компания согласилась с тем, что обязательный претензионный порядок соблюдён в этой ситуации, указали судьи ВС. Они отменили акты нижестоящих инстанций и отправили дело на новое рассмотрение в апелляцию (прим. ред. – пока еще не рассмотрено).

Эксперты «Право.ru»: «Суды вмешались в состязательность процесса»

Обязательный досудебный порядок по подобным спорам позволяет сторонам быстро, мирно и эффективно урегулировать конфликт без дополнительных затрат и длительной судебной волокиты, констатирует Надежда Попова из АБ Павлова и партнеры . Адвокат ЮГ Яковлев и партнеры Светлана Громадская уточняет, что содержание претензии к страховщику прописано в правилах ОСАГО. Это важно знать, так как очень часто суды оставляют иск потерпевшего без рассмотрения, если к досудебной претензии не приложены документы, на которые заявитель ссылается для обоснования своих требований (экспертные заключения, акты осмотра и т. д.). При этом в таком документе нужно указать сведения, которые позволяют страховщику идентифицировать ее с предыдущими обращениями, добавляет эксперт: «К примеру, номер страхового полиса».

Стороны в этом деле не ссылались на несоблюдение претензионного порядка. Нижестоящие суды по собственной инициативе начали рассматривать это обстоятельство, то есть тем самым вмешались в состязательность процесса.

Михаил Кюрджев, партнер АБ А2.Адвокаты

Претензии зачастую удовлетворяются страховыми организациями, говорит Александра Воскресенская из КА Юков и партнеры . Но все равно включение в закон об ОСАГО нормы об обязательном досудебном урегулировании подобных споров не в полной мере соответствует интересам потребителей, уверена она. Эксперт сравнивает такое положение с ФЗ «О защите прав потребителей», где претензионный порядок не прописан.

Но в любом случае ВС справедливо заметил, что обращаться в страховую компанию с заявлением о страховом возмещении может как сам потерпевший, так и его представитель по доверенности, резюмирует Попова.

* – имена и фамилии изменены редакцией.

Алексей Малаховский

Источник: Pravo.ru

Красноглинский районный суд г. Самары определил отказать в удовлетворении заявления о предоставлении рассрочки исполнения решения суда
Красноглинский районный суд г. Самары определил отказать в удовлетворении заявления о предоставлении рассрочки исполнения решения суда
Обмануть время: как перезапустить сроки исковой давности
Срок исковой давности для обращения в суд – это, согласно общему правилу, три года со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Этот срок можно пропустить – неправильно его посчитать, или поверить обещаниям должника, или просто не справиться с огромным количеством договоров. Но иногда не все...
ВС пояснил, что обжаловать мировое соглашение можно без обжалования утвердившего его решения суда
Суд отметил, что кредиторы, предъявившие требования к должнику в деле о банкротстве до регистрации перехода права собственности на отчужденную квартиру, должны находиться в равном положении с кредитором, заключившим соглашение об отступном
Финансовые услуги: какую защиту получат потребители
В 2018 году в России появился финансовый омбудсмен, который призван разбирать споры между банками, страховщиками и их клиентами-гражданами. Эту должность занял Юрий Воронин, и в рамках Петербургского юридического форума он вместе с представителями ЦБ, Верховного суда и других органов обсудил осно...
В России появился финансовый омбудсмен
Финансовый омбудсмен будет в первую очередь решать споры граждан и страховщиков по вопросам автомобильного страхования – ОСАГО и КАСКО. Но уже с января 2019 года с ним должны будут работать все страховщики, с 2020 года – микрофинансовые организации, а в 2021 году сотрудничество с омбудсменом стан...
Страховка к кредиту: ВС обобщил практику споров банков с гражданами
При оформлении кредита банки часто предлагают гражданам оформить еще и страховку. Отказаться от нее по закону можно, но тогда банк может не выдать кредит, поэтому многие заемщики соглашаются. И вокруг таких страховок затем возникает множество споров. Поэтому Верховный суд обобщил практику по таки...
Как омбудсмен поможет при споре по ОСАГО
С 1 июня автовладельцы, имеющие претензии к страховой компании по автострахованию (ОСАГО, КАСКО, ДСАГО), должны будут обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену).
Появится обязательный досудебный порядок по спорам с ОСАГО
После 1 июня прежде чем подать в суд иск, касающийся ОСАГО, спор должен рассмотреть финансовый омбудсмен. «Основной целью учреждения новой структуры является снижение нагрузки на суды за счет своеобразной фильтрации дел.
Выплата по ОСАГО без экспертизы: подводные камни
Чтобы получить компенсацию по ОСАГО, можно ждать независимую техническую экспертизу машины, а можно пойти быстрым путем – получить деньги по соглашению со страховой компанией после осмотра на глаз. Но что делать, если потом в машине нашлись скрытые поломки? На этот вопрос отвечал Верховный суд од...
Мы в социальных сетях
Назад
Наверх
Заявка на обратный звонок
Оставьте ваш номер телефона и наш специалист свяжется с вами!
отправляя нам письмо, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Напишите нам
И мы поможем найти решение Вашей проблемы
отправляя нам письмо, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Консультация
Мы поможем найти решение Вашей проблемы
отправляя нам письмо, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Заявка принята
В ближайшее время с вами свяжется 
наш специалист
Произошла ошибка
Пожалуйста, попробуйте еще раз